О контроле за качеством атмосферного воздуха населенных мест.

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах компетенции организован и реализуется в рамках социально-гигиенического мониторинга и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора контроль качества атмосферного воздуха на территории населенных мест в части контроля за соблюдением установленных гигиенических нормативов - предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ.

За последние 20 лет по результатам социально-гигиенического мониторинга и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора отмечается снижение в 12,57 раз доли неудовлетворительных проб атмосферного воздуха с 8,8 % в 1996 году до 0,7 % в 2017 году. При этом количество исследуемых проб атмосферного воздуха в 2017 году по сравнению с 1996 годом увеличилось в 1,6 раза и составило 1 009 575 проб. Вместе с тем, организация круглосуточных постов мониторинга загрязнения атмосферного воздуха, а также надзор за источниками выбросов загрязняющих веществ в рамках реализуемой деятельности по контролю качества атмосферного воздуха в полномочия Роспотребнадзора не входит.

Обращает на себя внимание резко увеличившееся в последнее время количество обращений в Роспотребнадзор, носящих признаки массовой рассылки, по вопросам реализации порядка информирования заинтересованных организаций и населения о результатах, полученных при проведении социально-гигиенического мониторинга, а также о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Роспотребнадзор сообщает, что заявления о недостаточной открытости данных о результатах реализуемого социально-гигиенического мониторинга не основаны на фактических обстоятельствах и не учитывают законодательство Российской Федерации. Нечистоплотность и небрежное отношение к российскому законодательству со стороны инициаторов подобных запросов носит откровенно провокационный характер.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека.

Результаты социально-гигиенического мониторинга и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в установленном порядке ежегодно публикуются Роспотребнадзором в государственных докладах о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе размещаемых на официальных сайтах Роспотребнадзора и территориальных органов Роспотребнадзора. Указанные сведения являются открытыми и общедоступными.

Структура аналитических материалов о результатах социально-гигиенического мониторинга предусматривает оценку факторов среды обитания; оценку динамики, структуры показателей заболеваемости населения; оценку влияния факторов среды обитания на здоровье населения; оценку эффективности профилактических мероприятий; оценку риска для здоровья населения от воздействия факторов среды обитания; формирование соответствующего прогноза.

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации «формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения» и «государственный мониторинг атмосферного воздуха» относятся к компетенции Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Соответствующий государственный мониторинг атмосферного воздуха также обеспечивается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в рамках государственного мониторинга атмосферного воздуха) и хозяйствующими субъектами (в рамках производственного контроля).

Таким образом, в Российской Федерации законодательно определен и осуществляется комплексный мониторинг за качеством атмосферного воздуха и его воздействия на здоровье населения, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Информирование заинтересованных организаций и населения о результатах реализуемого государственного мониторинга атмосферного воздуха обеспечивается на территории Российской Федерации посредством общедоступных данных, в том числе, через официальный сайт Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, на площадке которого, в частности, размещены информационно-аналитические материалы по результатам мониторинга загрязнения окружающей среды, обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации, радиационная обстановка на территории Российской Федерации на примере ежемесячной и оперативной информации.

Навязывание Роспотребнадзору дублирующих функций по организации непрерывного мониторинга качества атмосферного воздуха и контроля за источниками выбросов загрязняющих веществ отражает неосведомленность о существующей в Российской Федерации системе распределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти.

Игнорирование существующей системы нормативного правового регулирования социально-гигиенического мониторинга и информирования о его результатах свидетельствует о пренебрежительном отношении к нормам права и вводит в заблуждение граждан Российской Федерации.

Вместе с тем, Роспотребнадзор выражает готовность к конструктивному обсуждению инициатив, разработанных в рамках правового поля Российской Федерации, о чем неоднократно сообщал в адрес заинтересованных лиц в своих ответах на их обращения.