Обзор административной практики за 9 месяцев

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чеченской Республике

Доклад о проведении государственного контроля (надзора) за 10 месяцев 2018 года

В текущий период 2018 года специалистами Управления проведены 1552 проверки (2017г. – 1130,в 2016 году 1148, в 2015 году-1529).

Соотношение проведенных плановых и внеплановых проверок в 2018 году изменилось в сторону увеличения внеплановых проверок с 52% до 62,5%. Указанная динамика определена, в основном, ростом числа внеплановых проверок по проверке предписаний (71,6%) число которых составило 695 проверок и проверок, проведенных на основании приказа руководителя Роспотребнадзора, изданного в соответствии с поручением Правительства РФ или Президента РФ (в отчетном году по этому основанию, в основном, проверки проводились на предприятиях, реализующие пищевые продукты) 271 проверка (17,4%), (в 2017 г.-154 проверки). На основании приказов (распоряжений) руководителя Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике, изданного в соответствии с требованиями органов прокуратуры проведено 4 проверки ( в 2017 г. данные проверки не проводились).

Анализ основных показателей эффективности и результативности деятельности специалистов Управления показал, что задачи, поставленные перед Управлением на 2018 год, на отчетную дату в целом выполнены:

1.Значительно выросла средняя сумма наложенных штрафов в расчете на 1 должностное лицо, выполняющее функции по контролю (надзору) и составила 76,9 т.р. (45 т.р.-в 2017 году)

2.Более чем в 2 раза вырос показатель по общей сумме наложенных административных штрафов, так общая сумма наложенных административных штрафов, назначенных Управлением, составила 5764,5 тыс. руб., тогда как за тот же период 2017 года данный показатель составлял 2612,2 тыс. руб. -2017 г.).

3.Повысился показатель «количество протоколов на одну проверку». Так за текущий период 2018 года составлено 2,5 протокола, а в 2017 году этот показатель составлял 1,8 протокола на одну проверку.

4.Значительно повысился средний размер одного штрафа 3400 руб. (2017 г.- 2500 руб.)

5.Доля плановых проверок, в ходе которых не выявлены какие-либо нарушения осталась на прежнем уровне и составила 52 проверки (9%) как и в 2017 году-51 проверка (9,4%).

6.Повысился показатель «удельный вес применяемых в административной практике составов административных правонарушений» -

30 составов против 21 в 2017 году и это на фоне 108 применяемых Роспотребнадзором составов.

7.Увеличился и составил 95,4% удельный вес плановых проверок, по результатам которых выданы предписания об устранении выявленных нарушений (в 2017 году 89,2%) Всего вынесено 583 предписания об устранении выявленных нарушений.

8.Уполномоченными лицами Управления внесено 97 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, тогда как в 2017 году их было всего 7 . Хотя данный показатель увеличился в разы, но остается достаточно низким по сравнению со среднероссийским показателем - 30% от всех вынесенных постановлений.

Наряду с повышением ряда показателей эффективности надзора, установлены факты, свидетельствующие о практическом бездействии при реализации контрольных полномочий.

1.За невыполнение предписаний об устранении ранее выявленных нарушений возбуждено 29 административных дел (2017г -30). Судебные решения о наказании приняты в отношении 10дел, в 2017 году -25 дел. Таким образом, удельный вес постановлений (решений) о привлечении к административной ответственности, вынесенных судебными органами, по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях и иных материалов, направленных в суд Управлением и ТО значительно снизился и составил 34,5%, при 83,4 в 2017 году.

2.Практически в 2 раза снизился показатель по взыскиваемости: общая сумма наложенных административных штрафов, назначенных Управлением, составила 5764,5 тыс. руб. (2612,2 тыс. руб -2017 г.), из них взыскано 3057,5 тыс. руб. или 53,1%, тогда как за этот же период 2017 года взыскиваемость составляла 82%. При этом в отношении лиц, не уплативших своевременно административный штраф, возбуждено лишь 9 дел по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ ( 2017г – 11 дел).

3.Количество выявленных правонарушений уменьшилось и составило 2571, соответственно на 1 проверку пришлось 3 правонарушения, что меньше предыдущего периода, где выявлялось 3,5 правонарушения на 1 проверку (без учета проверок по проверке предписаний).

4.Снизилось число правонарушений, выявленных в ходе одной внеплановой проверки, (без учета проверок по проверке предписаний) и составило 2,5 протокола, при 3,4 протокола в 2017 году.

5.Почти в 5 раз выросло количество проверок с выявленными нарушениями по контролю исполнения законодательства в сфере технического регулирования и составило 103 дела, тогда как в 2017 году их количество достигало 23.

Однако, при том что за нарушения технических регламентов ответственность предусмотрена по 15 составам КоАП РФ (по частям 1- 3 ст. 14.43, по частям 1-3 ст. 14.44, по частям 1,2 ст. 14.46, ст. 14.45, ст. 19.33, 19.5

ч.1), дела возбуждаются только по ч.1 и 2 ст.14.43., остальные составы применения в практики должностных лиц Управления не находят.

Надлежащие меры административного воздействия по результатам установления фактов нарушения требований техрегламентов и выявления фальсифицированной пищевой продукции не применяются.

К административной ответственности за нарушения законодательства в сфере технического регулирования Управлением привлекаются в основном должностные лица, к которым применяется минимальная санкция. Юридические лица к административной ответственности в отчетном периоде привлекались 1 раз (2017г-0).

Установлен крайне низкий удельный вес проверок с нарушениями по контролю за исполнением технического регламента.

Не выявлялись как и в 2017 году так и в текущем периоде 2018 года при осуществлении контроля нарушения следующих технических регламентов:

«Технический регламент на соковую продукцию из овощей и фруктов», «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания», «Требования к безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», «О безопасности пищевой продукции», «О безопасности молока и молочной продукции» и т.д..

Отсутствует системный подход к реализации полномочий по применению надлежащих мер воздействия во всем их комплексе в случаях выявления продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов, и исключения ее попадания на потребительский рынок.

Не выдаются во всех случаях предписания о разработке программ мероприятий по предотвращению причинения вреда, не предъявляются требования по содержанию программы мероприятий, что говорит о формальном подходе к реализации полномочий должностными лицами Управления (с. 37-39 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании")

Не принимаются надлежащие меры, направленные на полное исключение из оборота продукции, не отвечающей требованиям технических регламентов, в том числе по выдаче предписаний о приостановлении или прекращении действия деклараций о соответствии/сертификатов соответствия; по исключению из оборота (уничтожение или конфискация) продукции, не отвечающей требованиям технических регламентов; вынесению постановлений об утилизации или уничтожении продукции, несоответствующей требованиям безопасности; конфискации предмета административного правонарушения.

Не направлялись иски в суд о принудительном отзыве продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов.

Не направляются при наличии оснований материалы в правоохранительные органы, Федеральную налоговую службу.

Не исследуются комплексно отобранные пробы продукции по всем показателям, нормируемым техническими регламентами Таможенного союза, и соответственно комплексно не оцениваются при проведении экспертизы. Нестандартной масложировой продукции, соковой, продуктов детского питания и др. технических регламентов не выявлялось ни в 2017 году, ни в текущем периоде 2018 года.

6.Отсутствует судебная практика, выраженная в подаче исков в защиту прав потребителей, неопределенного круга потребителей, а также при подготовке и подачи заключений в суд по делу в целях защиты прав потребителей. За текущий период 2018 года в суд направлено 1 дело в защиту неопределенного круга потребителей. Все вышеперечисленные показатели (по 6 баллов) входят в 9 показателей ранжирования интегральной оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности Управлений Роспотребнадзора, отсутствие работы в данном секторе существенно влияет на распределение мест при оценке эффективности надзора.

7.Не применяются такие меры обеспечения производства по делу как арест и изъятие продукции.

8.В отчетном периоде ничтожно мала практика по выявлению лиц, наказанных административным приостановлением деятельности. Так, приостановлена деятельности 2-х объектов надзора, в 2017 году за тот же период было приостановлено 6 объектов.

За отчетный период Управлением оказано 899 государственных услуг. При этом выдано и оформлено 888 санитарно-эпидемиологических заключений и 1 лицензия, в том числе:

- на образовательную деятельность - 223;

- на медицинскую деятельность – 91;

- на проектную документацию – 499;

- на фармацевтическую деятельность- 63;

- на деятельность по обращению с отходами – 6;

- условия выполнения работ с ПБА – 2;

- условия работы с источниками ионизирующего излучения – 4;

- аннулировано лицензий - 1.

Зарегистрировано 17 уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

В структуре видов деятельности, на которые поданы уведомления- «Розничная торговля», «Предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания» и «Деятельность туристических агентств». Несмотря на активную разъяснительную работу с предпринимателями о возможности приема и регистрации уведомлений в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг и Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, таких уведомлений за отчетный период не подано.

Не смотря на введение обязательного предварительного претензионного порядка обращения потребителя с соответствующими

требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту, выросло и составило 390 жалоб и обращений (письменных 15% (46) и 85%-устных (345)), что в 2,4 раза больше, чем за аналогичный период 2017года (138).

Из общего количества жалоб, поступивших в Управление, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения приходится 35 обращений (7,8%); на нарушения прав потребителей - 356 (91,0%).

В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения поступили обращения о питьевом водоснабжении населения, водоотведении (10,5%); о нарушении условий проживания в жилых помещениях (21,5 %); по вопросам окружающей среды, загрязнение окружающей среды, сбросы, выбросы, отходы (4,2%) и по другим вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия.

Все обращения рассмотрены в установленном порядке, проведено 6 административных расследований и вынесено 6 представлений, 8 предостережений, 2 обращения отозваны.

По результатам административных расследований вынесены постановления об административном нарушении по ст.ст. 6.3., 6.6.,6.7.ч1 КоАП РФ. На общую сумму 48000 рублей.

В структуре обращений по защите прав потребителей, по-прежнему остается продажа товаров с недостатками, оказание услуг ненадлежащего качества, а также не предоставление субъектами рынка полной и достоверной информации о товаре и их изготовителях. В группу товаров и услуг, в отношении которых часто консультируются потребители, вошли: сложно-технические товары бытового назначения, продовольственные товары и нарушения правил оказания коммунальных услуг, услуг связи, образовательных услуг.

Из общего количества поступивших обращений, письменных – 46, устных – 345.

Наибольшее количество устных обращений поступило по вопросам применения общих положений законодательства о защите прав потребителей – 135, правил продажи технически сложных товаров бытового назначения – 65, продовольственных товаров – 53, продажа товаров дистанционным способом – 26, оказания услуг – 57, в том числе: по жилищно-коммунальным услугам – 15, образовательным – 5, по услугам связи – 10, финансовым – 13, медицинским – 6, туристическим – 8, транспортным – 4.

Из рассмотренных за указанный период 39 письменных обращений в сфере защиты прав потребителей, Управлением и его территориальными отделами приняты следующие меры реагирования в соответствии с возложенными полномочиями:

- перенаправлено по подведомственности – 7 обращений;

- количество обращений, ставших основанием для проведения внеплановых проверок – 11;

- административных расследований – 1;

- даны разъяснения и рекомендации потребителям по 20 обращениям.

Специалистами Управления на досудебном этапе защиты прав потребителей оказывалась помощь потребителям в подготовке и оформлении их законных требований по отношению к продавцам, изготовителям, исполнителям. Подготовлено потребителям 28 претензий к продавцам, исполнителям услуг.

Вывод:

 

Итоги деятельности Управления Роспотребнадзора по Чеченской республике за 10 месяцев 2018 года свидетельствуют о повышении результативности и эффективности осуществляемого федерального государственного контроля (надзора), а также положительной динамики в решении основных задач Роспотребнадзора.

Для дальнейшего совершенствования организации и осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора начальникам отделов Управления и его территориальных отделов, заведующих отделами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чеченской Республике», главным врачам его филиалов по организации надзорной деятельности

 

Необходимо:

 

1.Начальникам территориальных отделов, начальникам отделов Управления

1.1. Взять под личную ответственность адекватность применения административных мер при выявлении правонарушений.

1.2. Обеспечить составление протоколов об административном правонарушении в отношении юридических лиц при проведении проверок, либо административных расследований. В отношении данных субъектов принять меры по достижению среднего значения по РФ 20% от числа составленных протоколов.

1.3. Обеспечить применение всего спектра статей КоАП РФ при проведении надзора. Анализировать каждый материал на предмет наличия правонарушений по специальным составам КоАП РФ. Обеспечить применение не менее 50% составов. Персональный отчет по принятым мерам в разрезе каждого структурного подразделения, уполномоченного осуществлять надзорную деятельность, представить до 30.11.2018г.

1.4. По выявленным правонарушениям обеспечить применение адекватных мер административного воздействия, при выявлении грубых нарушениях санитарных правил, обеспечить 100% составление протоколов о временном запрете деятельности и передачу материалов в суд для временного приостановления деятельности объектов.

1.5. Организовать работу по взысканию всех наложенных административных взысканиях и довести данный показатель до 99% в срок до 20.12.2018г.

1.6. При передаче материалов в суд по ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ, проводить их анализ на возможность подачи иска в защиту неопределенного круга потребителей.

1.7. Обеспечить вынесение представлений в рамках ст. 29.13 КоАП РФ, не менее 30 % от числа рассмотренных протоколов об административном правонарушении. До 01.12.2018г. довести данный показатель до индикативного показателя- 30%.

1.8. При выявлении продукции и товаров не соответствующих требованиям нормативно-правовых актов и технических регламентов, применять меру обеспечения в виде ареста товаров и продукции.

1.9. Постоянно проводить мониторинг субъектов надзора на поднадзорных территориях, с целью формирования актуального реестра поднадзорных объектов. Реестры хозяйствующих субъектов, составленных с использованием риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности с учетом классов потенциальной опасности риска причинения вреда здоровью субъектов надзора представлять в управление ежемесячно до 25 числа.

1.10. План проведения плановых проверок на 2019 год разместить на сайте Управления до 31.12.2018г.

1.11. При формировании государственного задания обеспечить применение нормативной документации в установленной сфере деятельности с внедрением современных методов лабораторной диагностики в практическую деятельность службы. Проект Государственное задание представить в срок до 02.12.2018г.

1.12. Все согласования внеплановых проверок органами прокуратуры, проводить только после предварительной проверки всех материалов специалистами отдела юридического обеспечения и кадров. Не допускать отказов органов прокуратуры в согласовании проведении внеплановых выездных проверок. Начальнику отдела юридического обеспечения и кадров по каждому случаю отказа в согласовании проверки проводить служебное расследование, для выявления причин отказа и принятия мер дисциплинарного воздействия к лицам, допустившим нарушения.

1.13. Продолжить работу с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по информированию их о необходимости и порядке представления уведомлений о начале предпринимательской деятельности.

1.14. Обеспечить осуществление производственного контроля на поднадзорных объектах. Об исполнении доложить в срок до 20.11.2018г.

 

2.Начальнику отдела защиты прав потребителей Джамуевой Л. провести анализ и подготовить предложения в срок до 20.11.2018г.:

2.1. По активизации работы по подаче исков в защиту неопределенного круга потребителей.

2.2. По повышению степени участия в судебной защите прав потребителей.

2.3. По применению ареста товаров при выявлении данной продукции.

 

3.Начальнику отдела ОН и СГМ Ишкаевой З.С.:

3.1.При представлении отчетов особое внимание уделять проверке достоверности представляемой отчетной информации и реальные показатели деятельности.

3.2. Не реже одного раза в квартал организовывать проведение совещаний (коллегий) для оценки полноты выполнения запланированных мероприятий, соответствия достигнутого результата запланированному, качества работы специалистов, как организаторов и исполнителей соответствующих мероприятий.

3.3. Рабочей группе в составе заместителя руководителя Управления, начальников отделов Управления, заместителя главного врача и заведующих отделами ФБУЗ «ЦГиЭ в ЧР» обеспечить в течение года эффективный контроль выполнения государственного задания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чеченской Республике». Срок – ежемесячно до 05 числа.

3.4. Обеспечить формирование государственного задания в соответствие с нормативной документации в установленной сфере деятельности с внедрением современных методов лабораторной диагностики в практическую деятельность службы. Проект Государственное задание представить на согласование в срок до 30.11.2018г.

 

 

 

Начальник ООН и СГМ З. С. Ишкаева