Результаты анализа рассмотрения обращений показали, что в 2021 году в Управление Роспотребнадзора по Чеченской Республике (далее – Управление) поступило 199 обращений от граждан (на 22,1% обращений больше, чем в 2020 г.), из них 122 устных и 77 письменных обращений. Из числа поступивших письменных обращений перенаправлено в другие органы - 15, рассмотрено в рамках полномочий – 61, не принято к рассмотрению 1 обращение ввиду отсутствия данных об обратившемся лице и конкретных сведений о нарушении его прав.
В числе основных причин, вызвавших обращения граждан, по-прежнему остается продажа товаров с недостатками, оказание услуг ненадлежащего качества, а также не предоставление субъектами рынка полной и достоверной информации о товаре и об их изготовителях. В группу товаров и услуг, в отношении которых наиболее часто поступали жалобы потребителей, вошли: продовольственные и непродовольственные товары (сложно-технические товары бытового назначения), нарушения правил оказания коммунальных услуг и услуг общественного питания.
Из общего числа поступивших обращений в сфере розничной торговли – 132 (в том числе нарушение прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом - 20), в сфере услуг – 67 (ЖКХ – 14, связи – 11, общественного питания - 11, деятельность на финансовом рынке – 5, медицинских услуг – 4 и прочие).
В структуре письменных обращений по защите прав потребителей обращения связаны с нарушениями в сфере оказания жилищно-коммунальных, финансовых услуг и услуг связи (40%), в сфере продажи непродовольственных товаров (50%), в сфере продажи продовольственных товаров и оказание услуг общественного питания (10%).
Удельный вес обращений, направленных по подведомственности в другие органы составил 19,48%.
По устным обращениям даны разъяснения и оказана помощь в составлении претензий в отношении хозяйствующих субъектов по вопросам продажи товаров с недостатками, оказание услуг ненадлежащего качества, а также не предоставление субъектами рынка полной и достоверной информации о товаре и об их изготовителях, на основании которых требования граждан были удовлетворены. Всего составлено претензий – 28.
7 обращений потребителей явились основанием для проведения внеплановых проверок, административных расследований и возбуждения дел об административных правонарушениях. За установленные нарушения законодательства в области защиты прав потребителей в отношении индивидуальных предпринимателей и должностных лиц принято процессуальное решение в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях:
- по части 1 статьи 14.6 (Нарушение порядка ценообразования – завышение на табачные изделия максимальной розничной цены);
- по части 1 статьи 14.7 (Обман потребителей – обсчет потребителя при реализации товара);
- статьи 14.15 (Нарушение правил продажи товаров по договору купли-продажи – продавец не направил ответ потребителю в отношении заявленных требований);
- по части 1 статьи 14.5 (отсутствие информации о товаре и об изготовителе);
- по части 2 статьи 14.8 (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей).
По результатам рассмотрения административных дел, вынесены постановления о назначении наказания в виде штрафа на общую сумму 30500,00 рублей.
ПРИМЕР:
В ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что должностным лицом структурного подразделения торгового комплекса-195 ООО «Лента» допущены нарушения требований пунктов 1, 2 статьи 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» и пункта 5 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463.
По результатам проверки в отношении должностного лица структурного подразделения торгового комплекса-195 ООО «Лента», возбуждены административные дела по части 1 статьи 14.7 (Обман потребителей – обсчет потребителя при реализации товара) и статьи 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Нарушение правил продажи отдельных видов товаров – продавец не направил ответ Потребителю в отношении заявленных требований.), по результатам рассмотрения которых вынесены постановления о наложении штрафа на общую сумму 12500 рублей.
В рамках Межведомственного взаимодействия
Одним из важнейших задач Управления является и межведомственное взаимодействие, в целях объединения своих усилий в деле обеспечения эффективной защиты законных прав и интересов потребителей, широкого информирования населения по основам потребительских знаний. Активизация работы по пресечению поступления на потребительский рынок Чеченской Республики недоброкачественной импортной и отечественной продукции и привлечения продавцов, производителей и поставщиков указанных товаров к установленной законом ответственности.
В этой связи, заключены Соглашения о взаимодействии сторон с Комитетом Правительства Чеченской Республики по защите прав потребителей и регулированию потребительского рынка, Службой государственного жилищного надзора Чеченской Республики, Советом чеченского Регионального отделения Объединения потребителей России в Чеченской Республике, Министерством внутренних дел по Чеченской Республике.