Международная организация потребителей (Consumers International) объявила, что девизом Всемирного дня прав потребителей в 2022 году, отмечаемого ежегодно 15 марта, является «Справедливые цифровые финансовые услуги» - Fair Digital Finance.
В 2022 году Всемирный день прав потребителей будет отмечаться под девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги». Ежегодно 15 марта вся мировая общественность отмечает Всемирный день прав потребителей. В России этот день получил признание в 1992 году после принятия 07 февраля 1992 года Закона РФ «О защите прав потребителей».
В настоящее время очень активно развивается сеть цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг. Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №2036-р. В документе отмечено, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересов граждан. В связи с этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р.
В связи с активным переходом на дистанционное обслуживание, оказалось очевидным, что очень быстро развивается мошенничество в банковской сфере, а скорость построения защиты от таких противозаконных действий занижена. Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые клиенты, особенно люди пенсионного возраста, становятся объектом интереса для мошенников.
Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, поступивших в Управление Роспотребнадзора по Чеченской Республике, наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на права потребителя:
– на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг);
– на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).
Поэтому, утвержденный Международной Федерацией потребительских организаций девиз «Справедливые цифровые финансовые услуги» является актуальной темой на сегодняшний день.