Особенности продажи товаров дистанционным способом.

Управление Роспотребнадзора по Чеченской Республике информирует:

Интернет – огромная торговая площадка, позволяющая искать товары в любой точке мира и заказывать их по минимальным ценам. Естественно, огромная платежеспособная аудитория покупателей привлекает и недобросовестных продавцов, а зачастую и просто мошенников, стремящихся заработать на доверчивых покупателях.

С каждым годом все больше и больше становится популярной дистанционная торговля товарами. Это удобный способ получения желаемого товара прямо по адресу, указанному получателем. Но есть и отрицательные стороны этого способа. При дистанционном способе продажи товара потребитель не имеет возможности напрямую ознакомиться с товаром и получает информацию о нем через проспекты, каталоги, фотоснимки, буклеты и средства связи (телевизионной, почтовой и др.). Кроме того, данный способ продажи является для россиян новым явлением, что и объясняет неразвитость системы регулирования данных операций.

Дистанционная торговля (англ. distance «расстояние») — одна из форм розничной продажи товаров, отличием которой от традиционной магазинной торговли, является наличие между продавцом и потребителем расстояния. Таким образом, между продавцом и покупателем не происходит личного контакта, а покупатель совершает покупку на основе изображений и текстового описания товаров. Продажа товара дистанционным способом предполагает, что покупатель ознакомился с товаром не в полном объёме: не было тактильных ощущений и не была оценена сама работа товара. Интернет — огромная торговая площадка, позволяющая искать товары в любой точке мира и заказывать их по минимальным ценам. Естественно, огромная платежеспособная аудитория покупателей привлекает и недобросовестных продавцов, а зачастую и просто мошенников, стремящихся заработать на доверчивых покупателях.

Правовое регулирование дистанционного способа продаж осуществляется Законом РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон РФ «О защите прав потребителей»).

Согласно п. 5 ст. 26.1 Закон РФ «О защите прав потребителей» последствия продажи товара ненадлежащего качества «станционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 – 24 настоящего Закона.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

В силу абз. 5 п. 1 ст. 18 по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что удержание денежных средств интернет–магазинами за обратную пересылку товара ненадлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, является незаконным.

В силу п.1 ст.17 Закон РФ «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом. В связи с чем, потребитель вправе в соответствии с п.2 ст.17 Закон РФ «О защите прав потребителей» предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. Согласно п.3 ст.17 Закон РФ «О защите прав потребителей» при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты гос. пошлины по делам, связанным с нарушением их прав, если цена иска не превышает 1 млн. руб. Также потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом (ст.15 Закон РФ «О защите прав потребителей»).

В связи с чем, в случае, если с вашего счета интернет-магазин спишет денежные средства за обратную пересылку товара ненадлежащего качества вы вправе обратиться в суд за защитой (восстановлением) своих прав.

Роспотребнадзор и его территориальные органы до принятия решения судом 1-ой инстанции могут вступать в дело, по инициативе участвующих в деле лиц, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей (с приобретением необходимого объема процессуальных прав и обязанностей лица, участвующего в деле, посредством вынесения судом соответствующего определения). В этой связи потребитель вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении Управления, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, для дачи заключения по делу (при подаче иска это достигается посредством включения государственного органа в состав участников дела, после возбуждения соответствующего гражданского дела – отдельным ходатайством истца).

Обратиться за консультацией по вопросам защиты прав потребителей можно в Единый консультационный центр Роспотребнадзора по телефону круглосуточной «горячей линии» Роспотребнадзора по тел. 8-800-555-49-43, а также по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике 8(8712)29-41-87 в рабочие дни с 10-00 до 17-00, перерыв с 13-00 до 13-45.

Направить обращение в адрес Управления можно в виде электронного документа через форму «Прием обращений граждан» на официальном сайте Управления https://rospotrebnadzor95.ru/ или почтовым отправлением по адресу: 364038, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Урицкого, 2/а.

Обращения в форме электронных сообщений направляются в Роспотребнадзор путем заполнения специальной электронной формы на Едином портале Роспотребнадзора для подачи обращений граждан, которая размещена на официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «Для граждан», подраздел «Обращения граждан» или на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике в разделе «Приём обращений граждан».